Стандарт ИСО 9001
Действующий сегодня в России стандарт ИСО 9001:2008 является самой последней версией оценочного критерия управления рабочими процессами, нацеленного на повышение качества продукции. После целого ряда изменений и дополнений техническому комитету удалось создать полностью адаптированный универсальный стандарт, который полностью гармонизирован со всеми европейскими нормами. Стоит отметить, что история эволюции международного стандарта ИСО 9001 весьма наглядно отражает динамичный рост требований, предъявляемых к современным производственным и сервисным предприятиям в рамках повышения качества предлагаемых товаров и услуг.
Суть стандарта ИСО 9001, как в отечественной, так и в международной интерпретации заключается в оценке ряда критериев системы управления и контроля на конкретном предприятии в целях определения соотвествия конечной продукции запросам потребителей и партнёров. Обновлённый стандарт ИСО 9001:2008 повсеместно используется на территории России с ноября 2010 года для оценки соотвествия задекларированным требованиям.
Что подтверждает стандарт ИСО 9001
1. Клиентоориентированность производства или бизнеса. Говоря более простыми словами, предприятие, претендующее на получение такого стандарта, обязано организовывать рабочие процессы с ориентацией на запросы конечного потребителя. В частности, приветствуется тотальный контроль над качеством выпускаемой продукции и внедрение новых технологий, улучшающих потребительские характеристики выпускаемого товара.
2. Достойный партнёрский потенциал. Организация поставок, возможность возврата товара, предоставление необходимых документов, соблюдение договорных условий.
3. Технологическое развитие производства и бизнеса в рамках постоянной модернизации и эволюции рабочих процессов и производственных мощностей. Основной ориентир – современные компьютерные и информационные технологии.
4. Наличие постоянного аналитического мониторинга, направленного на улучшение производственной и кадровой инфраструктуры.
5. Чётко организованная система реагирования на жалобы покупателей. Соответствующие выводы и эффективные меры для устранения недостатков.Цели стандартизации в рамках стандарта ИСО 9001
Стоит понимать, что стандарт ИСО 9001:2008 не является свидетельством качества определённых товаров или услуг. По большому счёту вся международная система стандартизации ISO – это относительно общий свод правил и критериев, предполагающий определённую универсальность сетки стандартов, которые описывают общие законы цивилизованного бизнеса и производства. При этом стандарты этой категории не исключают необходимость получения сертификатов соответствия или декларации на определённую группу товаров или услуг.
Главная цель стандарта ИСО 9001:2008 как инструмента технического регулирования рынка заключается в стимулировании грамотной организации рабочих процессов в различных областях, которая позволила бы наиболее полно удовлетворять запросы конечного потребителя или партнеров.
Обладатель стандарта ИСО 9001:2008 получает следующие преимущества:
• возможность выхода на международный рынок;
• рост доверия покупателей и партнеров к предприятию в целом;
• повышение конкурентоспособности соответствующего проекта
Кроме того, стандарт ИСО 9001:2008 может рассматриваться как знаковая имиджевая составляющая, которая положительно влияет на профессиональную репутацию компании.
Таким образом, стандарт ISO 9001 может считаться базовым свидетельством высокого качества менеджмента, которое имеет вес во всех развитых странах.